Логистика в Петербурге на грани взрыва

Фильтры

Регион

Новости

Логистика в Петербурге на грани взрыва

Рынок складской недвижимости Петербурга находится в стадии активного развития. Стабильный рост спроса за последние годы, особенно на качественные складские площади категории А и В, привел к их заполняемости к настоящему моменту до уровня, близкому к 100%. И уже в ближайшее время, по прогнозу экспертов, спрос перерастет в ажиотажный. В 2007 году в Петербурге было введено около 400 тыс. кв. м современных складских площадей, в 2008-м эта цифра возрастет почти в два раза. А ключевым для рынка складской недвижимости станет 2009 год, когда, по прогнозу, общая площадь проектов превысит 3 млн кв. м.

В 2007 году, по данным аналитиков, лидерами по количеству введенных логистических комплексов стали Московский (четыре комплекса площадью 72 тыс. кв. м) и Пушкинский (три склада площадью 113,3 тыс. кв. м) районы Петербурга. Они тяготеют к поселку Шушары, который к 2010 году должен превратиться в логистическое сердце города. Это связано с завершением строительства КАД и активизацией грузообмена с Москвой и южными регионами России.

Пока прирост новых площадей отстает от запросов рынка. В 2007 году он составил 22% к уровню прошлого года. Если в 2006 году в городе было введено 20 складских комплексов класса А и В площадью около 345 тыс. кв. м (из них чуть более половины вышло на открытый рынок аренды, остальные были построены крупными компаниями для нужд собственного бизнеса), то в 2007 году введено в эксплуатацию 16 складских комплексов площадью 422 тыс. кв. м (только один склад был построен для собственных нужд, остальные поступили на рынок аренды).

Доля комплексов класса А составляет 88,6% от их общего объема. Это связано в первую очередь со стремлением инвесторов занять высококачественный сегмент и получить максимальную прибыль, предлагая услуги аренды или ответственного хранения. Как отмечают аналитики, больше всего растет спрос на аренду площадей в офисно-складских комплексах. Арендные ставки в них на 10—15% выше, чем в аналогичных по классу складских комплексах, не оборудованных офисными площадями.

"Из-за дефицита на рынке логистики многие собственники приспосабливают под склады цокольные и подвальные этажи жилых домов и бывшие заводские цеха. На каждый пригодный под склад объект приходится несколько потенциальных претендентов. Существует практика выкупа недостроенных складов", — отмечает управляющий партнер LCMC Дмитрий Золин. А консультант отдела индустриальной и складской недвижимости "Knight Frank Санкт-Петербург" Максим Мельников отмечает, что в сегменте наметилась очень перспективная тенденция — реализация проектов по схеме build-to-suit (строительство складов под нужды арендатора, входящего в проект еще до начала проектирования).

Еще одна интересная тенденция на этом рынке — увеличение сроков аренды. Если раньше распространены были краткосрочные договоры, то из-за дефицита площадей все большее распространение получает долгосрочная аренда. По данным Colliers International, ставки на складские помещения класса А в городе составляют 115—135 долл. за 1 кв. м в год, на объекты класса В варьируются в диапазоне от 110 до 120 долл. за 1 кв. м (без учета НДС и эксплуатационных расходов). Стоимость ответственного хранения составляет около 0,5 долл. за паллето-место в день в складских помещениях класса А, и около 0,4 долл. в помещениях класса В (не включая НДС и погрузочно-разгрузочные работы).

В 2008 году рост арендных ставок может продолжиться и составить 8—12%. Средний показатель закрепится на отметке 145 долл. за 1 кв. м. В 2009 году эксперты прогнозируют рост ставок еще на 8—10%. "Ставки аренды в складских и производственных помещениях в проектах build-to-suit ожидаются еще более высокими по сравнению с обычными проектами (в среднем на 15%), поскольку объем инвестиций в строительство под конкретного заказчика существенно больше, а период окупаемости проекта должен соответствовать ожиданиям девелопера в среднем на десять лет", — отметил директор по профессиональной деятельности "Knight Frank Санкт-Петербург" Николай Пашков.

Yarmarka

Также в разделе

Комментарии (0)