Петербург — единственный в России регион, уровень развития сетевой розничной торговли в котором почти достиг среднеевропейского, где сетевые форматы занимают около 80%, говорится в исследовании Nielsen. В Северной столице доля сетевых магазинов доходит до 76%. На 1 млн жителей приходится 11 гипермаркетов и 56 супермаркетов. В Москве сети гипер- и супермаркетов занимают 56% розничного рынка, в среднем по России этот показатель составляет 37%. С этими оценками согласна аналитик UBS Светлана Суханова.
Уровень проникновения современной торговли в Петербурге — около 80%, а в Москве — 40%, в регионах — менее 30%, говорит директор по связям с инвесторами Х5 Анна Карева. А начальник отдела торговли комитета экономического развития Вера Горина отмечает, что на 1000 петербуржцев в прошлом году приходилось около 212 кв. м супермаркетов и гипермаркетов. Впрочем, в некоторых районах, например в Центральном, Петроградском, Курортном и Кронштадтском, сохраняется дефицит магазинов этих форматов.
В продовольственной рознице процент проникновения сетевой торговли еще выше, чем в среднем по городу, отмечается в исследовании Nielsen. Современные форматы практически вытеснили традиционную торговлю: 95% домохозяйств, опрошенных исследователями, предпочитают покупать продукты питания в гипермаркетах, сетевых супермаркетах и дискаунтерах. Из них на гипермаркеты и дискаунтеры приходится по 40% потребителей, 20% предпочитают делать покупки в супермаркетах. Оборот розничной торговли продовольственными товарами, по данным Петростата, в первом полугодии 2008 г. составил 10 млрд руб., что на 9,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
"Исторически сложилось так, что Петербург стал колыбелью сетевой торговли в России, здесь были основаны "Пятерочка", "Лента", "О'кей", "Карусель". В силу логистических особенностей и близости границы покупательская модель в Петербурге больше подходит Северной Европе, чем России", — рассуждает гендиректор консалтинговой компании "Торговые решения" Алексей Крамарев.
А Суханова считает, что в Петербурге проще, чем в Москве, получить место под строительство магазинов крупного формата. "Петербург — единственный город, где гипермаркеты открываются в первом, историческом поясе промышленной застройки, недалеко от центра", — отмечает она. Основные финансовые потоки были сосредоточены в Москве, в Петербурге было сложнее зарабатывать и местные предприниматели были более гибкими в адаптации западных форматов розницы, добавляет аналитик.
Быстрее всего в Петербурге растут сети небольших магазинов, в основном это магазины "у дома" и супермаркеты. Компания "Нордик-Нева", по словам директора по продвижению Рубена Монахова, открывает магазины "у дома" — "Нетто" и Smart. Сегмент гипермаркетов близок к насыщению — 80%, к тому же инвестиции в такие магазины очень велики, добавляет он. Сеть "Полушка" будет расширяться в формате "Полушка-мини", сообщил сотрудник сети. У "О'кей", которая до 2006 г. открывала только гипермаркеты, уже 11 супермаркетов, говорит источник в компании. По его словам, они идеально дополняют сети гипермаркетов, где люди делают покупки на неделю. Сегмент магазинов "у дома" заполнен почти на 100%, из-за очень сильной конкуренции многие из новых магазинов заведомо нерентабельны, говорит руководитель отдела PR и маркетинга сети "Виктория" Инна Семилетова (магазины "у дома" "Квартал").
Самый заполненный сегмент петербургской розницы — гипермаркеты, говорит Крамарев. По его словам, европейскую норму — 10 гипермаркетов на 1 млн жителей — петербургский рынок превысил еще в прошлом году. "Европейская норма выполнена и по другим форматам, но гипермаркеты наименее мобильны в плане закрытия или смены концепции. Небольшие магазины могут переезжать или менять формат, а для гипермаркетов это слишком дорого", — рассуждает эксперт.