Петербургские ритейлеры замораживают до 50% программ развития
29 сен 2008, 12:18
970
Привлечь крупный синдицированный кредит стало сложно несколько месяцев назад, рассказывает финансовый директор сети гипермаркетов "Лента" Кирилл Панюшкин. Когда кризис дошел до российского фондового рынка, условия кредитования еще более ужесточились, добавляет гендиректор сети "Дикси" Виталий Ключников. По его словам, последние две недели ставки поднялись в среднем на 4-5% до 14-15% в зависимости от объема и срока кредита. А по краткосрочным кредитам ставки могут достигать 19-20%, добавляет финдиректор другой розничной сети. Часто банки вообще отказывают клиентам, говорит он. Крупные банки более взвешенно стали подходить к оценке рисков, а небольшие и средние банки не готовы открывать кредитные линии, подтверждает руководитель петербургского филиала Газпромбанка Ольга Драгомирецкая. По ее словам, декларируемые ставки могут достигать 20%, а для крупных клиентов — 14-15%. Райффайзенбанк, по словам директора его регионального центра "Северо-Западный" Александра Конышкова, продолжает кредитовать ритейлеров, особенно продуктовых. "Этот рынок не перегрет, как рынок девелопмента и строительства, и относительно стабилен — люди ведь не перестанут покупать продукты", — рассуждает банкир. Ставки по кредитам для ритейлеров, по его словам, поднялись и составляют иногда до 17%.
Хуже всего придется, говорит Ключников, небольшим ритейлерам, примерно через год многие из них могут уйти с рынка. У "Дикси", которая привлекла синдицированный кредит на $120 млн еще до кризиса, деньги на развитие есть. "Лента" в конце прошлого года заняла 200 млн евро и не планирует, по словам Панюшкина, крупных заимствований. "О'кей" весной этого года договорилась с ЕБРР о кредите на $200 млн. Кризис затронет торговцев непродовольственными товарами, и в первую очередь — предметами роскоши, у которых в период нестабильности могут резко упасть продажи, полагает аналитик UBS Светлана Суханова. Петербургский рынок торговли одеждой и аксессуарами класса люкс может вскоре сократиться на 50%, согласен директор компании "СПб-фэшен" Никита Кондрушенко.
Многие розничные торговцы могут заморозить строительство своих объектов из-за перебоев с финансированием, прогнозирует Ключников. По его оценке, через год количество вводимых площадей может сократиться примерно на 50%. Такого же мнения придерживается директор петербургского офиса Colliers International Борис Юшенков. Развитие многих ритейлеров, в первую очередь непродовольственных, зависит от реализации планов девелоперов. Из-за проблем с финансированием больше половины девелоперских проектов, в том числе и по строительству торговых центров, могут быть заморожены на разные сроки, прогнозирует консультант.
Через год-два ввод торговых площадей сократится примерно на половину, вторит ему директор по международным операциям Stockmann в России Юсси Куутса. По его мнению, это может серьезно повысить арендные ставки, если только в российской экономике не случится более глубокого кризиса. Ожидает замедления темпов развития ритейлеров и директор по маркетингу сети магазинов бытовой техники "Техношок" Светлана Кондырева.
А руководитель петербургского офиса Knight Frank Олег Барков считает, что ритейлеры будут стараться не заморозить, а продать свои объекты. Девелоперы в регионах уже снизили цены на 30-40%, утверждает исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. Продаваться дешево готовы не все. Сеть "Метрика" рассматривала привлечение инвестора в акционерный капитал в докризисный период как альтернативный способ развития, но из-за неблагоприятных условий для продажи акций проект заморожен, сообщил Ерлан Касенов, заместитель председателя совета директоров корпорации СБР, которой принадлежит "Метрика".